Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
12:25 

Хадис дня.

Благие дела

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) подчеркивал: «Воистину, дела [оцениваются, как и выстраиваются, реализуются/1/] только по намерениям. И каждому человеку [воздастся] в соответствии с намерением/2/»/3/.

Мнение богословов едино в том, что для получения Божественного воздаяния от Господа за совершение правильного и благого действия необходимо присутствие намерения. Намерение же с канонической точки зрения — это вознамеренность сердца (души) совершить что-либо, ощущая себя пред Богом, а не в угоду, например, людской молве/4/.

«Никоим образом не пренебрегайте из добрых дел, поступков даже самым незначительным. Пусть этим будет хотя бы [искренне приветливый] радостный взгляд на брата/5/[на собеседника. Не хмурый и суровый, а именно радостный, веселый, добрый]»/6/.

Через заключительного Божьего посланника, пророка Мухаммада, переданы слова Творца, смысл которых таков: «Любимейшим из всего, что бы ни делал раб/7/Мой в стремлении приблизиться ко Мне,является то, что вменил Я ему в обязанность [уважение к родителям/8/, почтительное отношение к жене (мужу)/9/и должное воспитание детей/10/; самодисциплина в благом и праведном/11/; строгое выполнение (в меру сил и возможностей)/12/взятых на себя обязательств пред Богом или людьми /13 / честность/14/и т. д.]. И будет раб Мой стараться приблизиться ко Мне, совершая дополнительное
/15/, пока Я не полюблю его. Когда же Я полюблю его, то стану его слухом, которым он будет слышать; его зрением, которым он будет видеть; его руками, которыми он будет работать, и его ногами, которыми он будет идти [человек проникнется душевным спокойствием, уверенностью в себе, будет полон надежд, жизненной энергии, рационального расчета и реальных каждодневных дел]. И если он попросит Меня о чем-нибудь, Я обязательно дарую ему это, а если обратится ко Мне с просьбой о защите, Я непременно помогу ему. И ничто из совершаемого Мною не заставляет колебаться в такой мере, как необходимость забирать душу верующего, не желающего смерти [ведь он еще столько всего желает успеть]. Ибо Я не хочу причинять ему боль»/16/.

/1/ «Я [говорит Господь миров, — Своей безграничной силой, щедростью, милостью] рядом с [как хорошим, так и плохим] мнением (мыслями) раба Моего обо Мне». Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 4. С. 2310, хадис № 7405 и с. 2340, хадис № 7505; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 16. С. 473, хадис № 7405 и пояснение к нему; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси (675–739 по хиджре). Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. В 18 т. Т. 2. С. 399–407; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. В 11 т. Т. 2. С. 522, 523.
/2/ Замечу, что «благое» намерение при совершении преступления не принимается в качестве оправдания. С точки зрения мусульманских канонов, земной суд судит за проступок, преступление, учитывая то, насколько ужасны последствия и однозначны доказательства. «Благое» намерение не оправдывает преступника, особенно когда он посягнул на чью-то честь, имущество или жизнь.
К сожалению, в наши времена столь очевидные для мусульманской культуры и богословия истины приходится дополнительно напоминать, и это по той простой причине, что в погоне за нефтяными богатствами сильные мира сего общими усилиями со СМИ совместили такие несовместимые понятия, как убийство (разбой, терроризм) и религия, сопровождая, например, телевизионные трансляции взрывов и убийств со словами «аллаху акбар» с показом молящихся в мечетях мусульман. Соглашусь, это информационное зло случилось, никто за него не понес и не понесет ответа, оно осело в сознании и подсознании миллиардов людей, и нам остается лишь делать разумные выводы, а также предпринимать эффективные усилия, дабы хотя бы наших детей не кормили подобными информационными помоями, напичканными химией и называемыми «информационно чистый продукт».
/3/ Хадис от ‘Умара; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 21, хадис № 1.
/4/ См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’. С. 490.
/5/ Есть несколько видов братских уз: кровные, религиозные и общечеловеческие (прародители всех людей — Адам и Ева).
/6/ Хадис от Абу Зарра; св. х. Муслима. См., например: Ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 1054, хадис № 144 (2626); аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих: В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1992. Т. 4. С. 1336, хадис № 1894.
/7/ Употребленное в Священном Коране либо в хадисах словосочетание «раб Божий» не принижает человеческое достоинство, а, наоборот, поднимает его над многим. Ведь такой человек не поклоняется, не преклоняется, не раболепствует перед положением, достатком, страстью и ненасытным хотением, обманывая других и пренебрегая всем святым. Он — раб Божий, а потому усидчив и обязателен, достигает всего и вся с именем Творца, учитывая права других творений, не причиняя им боли и страданий, и это — из трепета пред Господом, Чьим покорным рабом он и является.
/8/ «Господь повелел, чтобы вы никому не поклонялись, кроме Него, и были добры к родителям [относились к ним лишь хорошо и по-доброму]. Если один из них или оба [родителя] достигнут преклонных лет, не смей говорить им [даже] «уф!» [проявляя эмоции, выказывая недовольство; пренебрегая их словами и советами], не повышай на них голоса [не кричи, о сын или дочь своих родителей], а обратись к ним с добрым словом [будь щедр с ними на доброе слово, вежлив]. Склони перед ними обоими крыло смирения из доброты (сумей осадить свой пыл и прояви милосердие), [а молясь за них] молви: «Господи, окажи им милость так же, как они [оказывали мне] воспитывая меня, когда я был маленьким [одаривали вниманием, заботились, лишая и ущемляя себя]» (Св. Коран, 17:23, 24).
/9/ «Наиполнейшей вера будет у того, кто явится наилучшим по своей воспитанности. А наилучшие из вас [о мужчины] — это те, которые являются наилучшими к своим супругам (к своим семьям)». Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима, Абу Дауда и ат-Тирмизи. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 396, хадис № 6370, «сахих».
/10/ «Лучшее, что может дать, безвозмездно даровать родитель своему ребенку, — это хорошее воспитание». В хадисе употреблено словосочетание «адаб хасан», что переводится как хорошее воспитание; воспитанность; вежливость, учтивость; благопристойность; приличие; нравственность, нравственная этика.
Хадис от Са‘ида ибн аль-‘Аса; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи, аль-Байхакы, ат-Табарани, аль-Хакима и др. См., например: Ахмад ибн Ханбаль. Муснад [Свод хадисов]. Бейрут: аль-Мактаб аль-ислами, 1985. Т. 4. С. 77; аль-Бага М. Мухтасар сунан ат-тирмизи [Сокращенный вариант свода хадисов ат-Тирмизи]. Бейрут: аль-Ямама, 1997. С. 268, хадис № 1953; аль-Хаким ан-Нисабури. Аль-мустадракь ‘аля ас-сахихайн. В 5 т. Бейрут: аль-Ма‘рифа, [б. г.]. Т. 4. С. 263, глава «аль-адаб», «сахих»; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 9. С. 315, 316; аль-Байхакы. Китаб ас-сунан аль-кубра [Большой свод хадисов]. В 11 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1999. Т. 2. С. 28, хадис № 2273; ат-Табарани С. (260–360 гг. по хиджре). Аль-му‘джам аль-кябир. В 25 т. Каир: Ихья ат-турас аль-‘араби, 1985. Т. 12. С. 247, хадис № 13234; аль-Мунзири З. Ат-таргыб ва ат-тархиб мин аль-хадис аш-шариф [Побуждение (к благому) и удержание (от греховного) в пророческом наследии]. В 4 т. Бейрут: Ихья ат-турас аль-‘араби, 1968. Т. 3. С. 72.
/11/ Например: «Те же, кто уверовал [в Аллаха (Бога), согласился со всеми постулатами веры] и совершал благие поступки, они — обитатели Рая, они пребудут там вечно» (Св. Коран, 2:82).
/12/ «На душу [человека] не возлагается то, что выше и больше ее возможностей. [Запас прочности человека может быть огромным, но вы, люди, разумно оценивайте свои силы, не взваливайте на себя нереальное и непомерное, а взявшись за что-то, полагайтесь в результативности на Творца и постарайтесь себя не подвести, оставаясь постоянными, в том числе и в вопросах религиозной практики]...» (см. Св. Коран, 23:62).
/13/ «О верующие, будьте обязательны в выполнении договорных отношений [исполняйте обеты, обязательства, установленные между вами и Всевышним, а также между вами и другими людьми]...» (см. Св. Коран, 5:1); «...Будьте обязательны в договоренностях. Воистину, за обещания и взятые на себя обязательства вам отвечать [пред Всевышним в Судный День]» (см. Св. Коран, 17:34).
/14/ Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Человек, в сердце которого вера [с ее постулатами], может оступиться во многом, но предателем или лжецом [когда такие поступки совершаются преднамеренно] он быть не может». Хадис от Ибн ‘Умара и др.; св. х. аль-Байхакы и др. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 590, хадис № 10014, «хасан»; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. В 2 т. Каир: ат-Тавзи‘ ван-нашр аль-исламия, 2001. Т. 2. С. 274, хадис № 1779, «сахих».
/15/ Например: «Никоим образом не пренебрегайте из добрых дел, поступков даже самым незначительным. Пусть этим будет хотя бы [искренне приветливый] радостный взгляд на брата [на собеседника. Не хмурый и суровый, а именно радостный, веселый, добрый, без напряжения]».
/16/ Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари. См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 2039, хадис № 6502; ан-Навави Я. Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 298, хадис № 387; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 109, хадис № 1752, «сахих».


12:10 

Мои твиты




@темы: twitter

12:25 

Хадис дня.

Благие дела

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) подчеркивал: «Воистину, дела [оцениваются, как и выстраиваются, реализуются/1/] только по намерениям. И каждому человеку [воздастся] в соответствии с намерением/2/»/3/.

Мнение богословов едино в том, что для получения Божественного воздаяния от Господа за совершение правильного и благого действия необходимо присутствие намерения. Намерение же с канонической точки зрения — это вознамеренность сердца (души) совершить что-либо, ощущая себя пред Богом, а не в угоду, например, людской молве/4/.

«Никоим образом не пренебрегайте из добрых дел, поступков даже самым незначительным. Пусть этим будет хотя бы [искренне приветливый] радостный взгляд на брата/5/[на собеседника. Не хмурый и суровый, а именно радостный, веселый, добрый]»/6/.

Через заключительного Божьего посланника, пророка Мухаммада, переданы слова Творца, смысл которых таков: «Любимейшим из всего, что бы ни делал раб/7/Мой в стремлении приблизиться ко Мне,является то, что вменил Я ему в обязанность [уважение к родителям/8/, почтительное отношение к жене (мужу)/9/и должное воспитание детей/10/; самодисциплина в благом и праведном/11/; строгое выполнение (в меру сил и возможностей)/12/взятых на себя обязательств пред Богом или людьми /13 / честность/14/и т. д.]. И будет раб Мой стараться приблизиться ко Мне, совершая дополнительное
/15/, пока Я не полюблю его. Когда же Я полюблю его, то стану его слухом, которым он будет слышать; его зрением, которым он будет видеть; его руками, которыми он будет работать, и его ногами, которыми он будет идти [человек проникнется душевным спокойствием, уверенностью в себе, будет полон надежд, жизненной энергии, рационального расчета и реальных каждодневных дел]. И если он попросит Меня о чем-нибудь, Я обязательно дарую ему это, а если обратится ко Мне с просьбой о защите, Я непременно помогу ему. И ничто из совершаемого Мною не заставляет колебаться в такой мере, как необходимость забирать душу верующего, не желающего смерти [ведь он еще столько всего желает успеть]. Ибо Я не хочу причинять ему боль»/16/.

/1/ «Я [говорит Господь миров, — Своей безграничной силой, щедростью, милостью] рядом с [как хорошим, так и плохим] мнением (мыслями) раба Моего обо Мне». Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 4. С. 2310, хадис № 7405 и с. 2340, хадис № 7505; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 16. С. 473, хадис № 7405 и пояснение к нему; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси (675–739 по хиджре). Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. В 18 т. Т. 2. С. 399–407; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. В 11 т. Т. 2. С. 522, 523.
/2/ Замечу, что «благое» намерение при совершении преступления не принимается в качестве оправдания. С точки зрения мусульманских канонов, земной суд судит за проступок, преступление, учитывая то, насколько ужасны последствия и однозначны доказательства. «Благое» намерение не оправдывает преступника, особенно когда он посягнул на чью-то честь, имущество или жизнь.
К сожалению, в наши времена столь очевидные для мусульманской культуры и богословия истины приходится дополнительно напоминать, и это по той простой причине, что в погоне за нефтяными богатствами сильные мира сего общими усилиями со СМИ совместили такие несовместимые понятия, как убийство (разбой, терроризм) и религия, сопровождая, например, телевизионные трансляции взрывов и убийств со словами «аллаху акбар» с показом молящихся в мечетях мусульман. Соглашусь, это информационное зло случилось, никто за него не понес и не понесет ответа, оно осело в сознании и подсознании миллиардов людей, и нам остается лишь делать разумные выводы, а также предпринимать эффективные усилия, дабы хотя бы наших детей не кормили подобными информационными помоями, напичканными химией и называемыми «информационно чистый продукт».
/3/ Хадис от ‘Умара; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 21, хадис № 1.
/4/ См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’. С. 490.
/5/ Есть несколько видов братских уз: кровные, религиозные и общечеловеческие (прародители всех людей — Адам и Ева).
/6/ Хадис от Абу Зарра; св. х. Муслима. См., например: Ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 1054, хадис № 144 (2626); аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих: В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1992. Т. 4. С. 1336, хадис № 1894.
/7/ Употребленное в Священном Коране либо в хадисах словосочетание «раб Божий» не принижает человеческое достоинство, а, наоборот, поднимает его над многим. Ведь такой человек не поклоняется, не преклоняется, не раболепствует перед положением, достатком, страстью и ненасытным хотением, обманывая других и пренебрегая всем святым. Он — раб Божий, а потому усидчив и обязателен, достигает всего и вся с именем Творца, учитывая права других творений, не причиняя им боли и страданий, и это — из трепета пред Господом, Чьим покорным рабом он и является.
/8/ «Господь повелел, чтобы вы никому не поклонялись, кроме Него, и были добры к родителям [относились к ним лишь хорошо и по-доброму]. Если один из них или оба [родителя] достигнут преклонных лет, не смей говорить им [даже] «уф!» [проявляя эмоции, выказывая недовольство; пренебрегая их словами и советами], не повышай на них голоса [не кричи, о сын или дочь своих родителей], а обратись к ним с добрым словом [будь щедр с ними на доброе слово, вежлив]. Склони перед ними обоими крыло смирения из доброты (сумей осадить свой пыл и прояви милосердие), [а молясь за них] молви: «Господи, окажи им милость так же, как они [оказывали мне] воспитывая меня, когда я был маленьким [одаривали вниманием, заботились, лишая и ущемляя себя]» (Св. Коран, 17:23, 24).
/9/ «Наиполнейшей вера будет у того, кто явится наилучшим по своей воспитанности. А наилучшие из вас [о мужчины] — это те, которые являются наилучшими к своим супругам (к своим семьям)». Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима, Абу Дауда и ат-Тирмизи. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 396, хадис № 6370, «сахих».
/10/ «Лучшее, что может дать, безвозмездно даровать родитель своему ребенку, — это хорошее воспитание». В хадисе употреблено словосочетание «адаб хасан», что переводится как хорошее воспитание; воспитанность; вежливость, учтивость; благопристойность; приличие; нравственность, нравственная этика.
Хадис от Са‘ида ибн аль-‘Аса; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи, аль-Байхакы, ат-Табарани, аль-Хакима и др. См., например: Ахмад ибн Ханбаль. Муснад [Свод хадисов]. Бейрут: аль-Мактаб аль-ислами, 1985. Т. 4. С. 77; аль-Бага М. Мухтасар сунан ат-тирмизи [Сокращенный вариант свода хадисов ат-Тирмизи]. Бейрут: аль-Ямама, 1997. С. 268, хадис № 1953; аль-Хаким ан-Нисабури. Аль-мустадракь ‘аля ас-сахихайн. В 5 т. Бейрут: аль-Ма‘рифа, [б. г.]. Т. 4. С. 263, глава «аль-адаб», «сахих»; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 9. С. 315, 316; аль-Байхакы. Китаб ас-сунан аль-кубра [Большой свод хадисов]. В 11 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1999. Т. 2. С. 28, хадис № 2273; ат-Табарани С. (260–360 гг. по хиджре). Аль-му‘джам аль-кябир. В 25 т. Каир: Ихья ат-турас аль-‘араби, 1985. Т. 12. С. 247, хадис № 13234; аль-Мунзири З. Ат-таргыб ва ат-тархиб мин аль-хадис аш-шариф [Побуждение (к благому) и удержание (от греховного) в пророческом наследии]. В 4 т. Бейрут: Ихья ат-турас аль-‘араби, 1968. Т. 3. С. 72.
/11/ Например: «Те же, кто уверовал [в Аллаха (Бога), согласился со всеми постулатами веры] и совершал благие поступки, они — обитатели Рая, они пребудут там вечно» (Св. Коран, 2:82).
/12/ «На душу [человека] не возлагается то, что выше и больше ее возможностей. [Запас прочности человека может быть огромным, но вы, люди, разумно оценивайте свои силы, не взваливайте на себя нереальное и непомерное, а взявшись за что-то, полагайтесь в результативности на Творца и постарайтесь себя не подвести, оставаясь постоянными, в том числе и в вопросах религиозной практики]...» (см. Св. Коран, 23:62).
/13/ «О верующие, будьте обязательны в выполнении договорных отношений [исполняйте обеты, обязательства, установленные между вами и Всевышним, а также между вами и другими людьми]...» (см. Св. Коран, 5:1); «...Будьте обязательны в договоренностях. Воистину, за обещания и взятые на себя обязательства вам отвечать [пред Всевышним в Судный День]» (см. Св. Коран, 17:34).
/14/ Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Человек, в сердце которого вера [с ее постулатами], может оступиться во многом, но предателем или лжецом [когда такие поступки совершаются преднамеренно] он быть не может». Хадис от Ибн ‘Умара и др.; св. х. аль-Байхакы и др. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 590, хадис № 10014, «хасан»; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. В 2 т. Каир: ат-Тавзи‘ ван-нашр аль-исламия, 2001. Т. 2. С. 274, хадис № 1779, «сахих».
/15/ Например: «Никоим образом не пренебрегайте из добрых дел, поступков даже самым незначительным. Пусть этим будет хотя бы [искренне приветливый] радостный взгляд на брата [на собеседника. Не хмурый и суровый, а именно радостный, веселый, добрый, без напряжения]».
/16/ Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари. См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 2039, хадис № 6502; ан-Навави Я. Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 298, хадис № 387; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 109, хадис № 1752, «сахих».


21:09 

Просто...


Просто так...

Автор плэйкаста: arbat99
Создан: 1 марта 2008 11:37




21:09 

Просто...


Просто так...

Автор плэйкаста: arbat99
Создан: 1 марта 2008 11:37




21:09 

Просто...


Просто так...

Автор плэйкаста: arbat99
Создан: 1 марта 2008 11:37




21:09 

Просто...


Просто так...

Автор плэйкаста: arbat99
Создан: 1 марта 2008 11:37




21:09 

Просто...


Просто так...

Автор плэйкаста: arbat99
Создан: 1 марта 2008 11:37




21:09 

Просто...


Просто так...

Автор плэйкаста: arbat99
Создан: 1 марта 2008 11:37




21:09 

Просто...


Просто так...

Автор плэйкаста: arbat99
Создан: 1 марта 2008 11:37




21:09 

Просто...


Просто так...

Автор плэйкаста: arbat99
Создан: 1 марта 2008 11:37




21:09 

Просто...


Просто так...

Автор плэйкаста: arbat99
Создан: 1 марта 2008 11:37




21:09 

Просто...


Просто так...

Автор плэйкаста: arbat99
Создан: 1 марта 2008 11:37




18:40 

Реплика Ореха: Святое воинство

15:01 

РПЦ призывает власти и общество отстоять традиционный ислам

14:30 

«Дилемма заключенного»

«Дилемма заключенного»

Что говорит современная наука о том, стоит ли закладывать своих партнеров

Давным-давно, когда я была экономистом, и не так давно, когда я была деловым журналистом, меня влекла с неудержимой силой макроэкономика. А микроэкономика не влекла ни разу. Но хорошо, что хотя бы осталась в академической среде, иначе так и не узнала бы о фундаментальной проблеме в теории игр, которая называется дилеммой заключенного. Однако прежде чем коротенько (и довольно грубо) изложить ее, все же сообщу, что она была сформулирована в 1950 году Мерилом Фладом и Мелвином Дрешером, а название дал математик Альберт Такер. То есть не генерал Петров и не прокурор Васечкин, что важно для дальнейших умозаключений.

Обложившись энциклопедиями, излагаю. «Двое преступников, А и Б, попались примерно в одно и то же время на сходных преступлениях. Есть основания полагать, что они действовали по сговору, и полиция, изолировав их друг от друга, предлагает им одну и ту же сделку: если один свидетельствует против другого, а тот хранит молчание, то первый освобождается за помощь следствию, а второй получает максимальный срок лишения свободы (10 лет). Если оба молчат, их деяние проходит по более легкой статье, и они приговариваются к 6 месяцам. Если оба свидетельствуют друг против друга, они получают минимальный срок (по 2 года). Каждый заключенный выбирает, молчать или свидетельствовать против другого. Однако ни один из них не знает точно, что сделает другой. Что произойдет? Если партнер молчит, то лучше его предать и выйти на свободу (иначе — полгода тюрьмы). Если партнер свидетельствует, то лучше тоже свидетельствовать против него, чтобы получить 2 года (иначе — 10 лет). Стратегия «свидетельствовать» строго доминирует над стратегией «молчать». Аналогично другой заключенный приходит к тому же выводу. Но на самом деле двум заключенным лучше всего сотрудничать друг с другом, хранить молчание и получить по полгода, так как это уменьшит суммарный срок заключения. Любое другое решение будет менее выгодным».

При помощи дилеммы заключенного фирмы выбирают стратегии поведения на рынке. Но ее применение в микроэкономике нас сейчас не слишком должно интересовать. Дилемма применяется не только там.

Поскольку дилемма заключенного — это не «одна бабка сказала», а вполне себе наука, то во многих странах сделка о признании вины запрещена (собственно, разрешена только в семи странах, а в России с 2009 года существует «особый порядок», ст. 40 УПК). А запрещена она, ибо в интересах обоих подозреваемых — сознаться и свидетельствовать против другого подозреваемого, даже если оба невиновны. Наихудший случай — когда только один виноват, в этом случае невиновный вряд ли сознается в чем-либо, а виновный пойдет на это и даст показания против невиновного.

Через 34 года после Флада и Дрешера политолог Роберт Аксельрод устроил чемпионат среди своих коллег-академиков по игре в дилемму заключенного, расширив сценарий, который он назвал повторяющейся дилеммой заключенного. Там участники делают выбор снова раз за разом и помнят предыдущие результаты. То есть помнят, кто кого предал, и имеют выбор: отомстить, простить, напасть первым. Кто хочет поподробнее про эксперимент — отсылаю к книге «Эволюция сотрудничества», там описаны плюсы и минусы практически всех возможных в жизни и в тюрьме стратегий поведения. А вывод такой: эгоистичные индивиды во имя их же эгоистического блага будут стремиться быть добрыми, прощающими и независтливыми.

Вполне себе христианский вывод получился. Не претендуя на научность, добавлю во всемирно признанную теорию несколько чисто российских штрихов. Во-первых, сделка с правосудием, описанная у американских ученых, в России не работает: предавай не предавай, на сроке это может и не сказаться, а вот при отбытии наказания предательство может аукнуться сильно. Во-вторых, когда предательство все же сказывается на сроке и от него даже удается открутиться (в громких делах типа «дела ЮКОСа» мы такое наблюдали), удержать это в тайне невозможно, чему всячески способствуют наши органы, вполне равнодушно-презрительно относящиеся к сотрудничающим с ними товарищам, а это наносит непоправимые репутационные потери. В-третьих, и, наверное, в-главных — наши следователи, прокуроры и судьи не изучали дилемму заключенных, а потому в стратегическом плане в проигрыше оказываются именно они. Их эволюция не предполагает, что самое рациональное поведение — это честное выполнение долга. Сейчас им кажется, что нынешнее гулянье по буфету — это навсегда. Хотя подобные циклы долго длиться не могут, буфеты иссякают, а буфетчики закрывают лавочку — для инкассации выручки, на переучет или в связи с ревизией, которая иногда заканчивается поджогом буфета. Не получается честно зарабатывать на хлеб с голландским сыром, а от воровской буфетной икры скулы сводит — так никто силком туда не тянул.

Кстати, о любимой частью россиян стратегии вялого одобрения и лояльности. Это самый проигрышный вариант, самый плохой выбор — всегда сотрудничать. Практически любая другая стратегия оказывается сильнее, ибо всегда использует лояльных, а потом выбрасывает — как ненужных и неинтересных партнеров.

Ольга Романова
07.06.2011
http://www.novayagazeta.ru/data/2011/061/16.html?print=201108061027


14:23 

У Али спросили: «Что является тяжелее, чем небо?
Что является просторнее, чем земля?
Что является богаче, чем море?
Что является тверже, чем камень?
Что является жарче, чем огонь?
Что является холоднее, чем стужа?
Что является горче, чем яд?»
Али ответил: «Незаслуженно обвинять людей – тяжелее, чем небо.
Истина – просторнее, чем земля.
Довольное сердце – богаче, чем море.
Сердце лицемера – тверже, чем камень.
Властитель — тиран – жарче, чем огонь.
Обращение с нуждой к упрекающему – холоднее, чем стужа. Терпение – горче, чем яд».

Али ибн Абу Талиб


13:53 

Испытания, которые заставляют вас вернуться к Аллаху, лучше для вас, нежели благословения, которые отвлекают вас от поминания Аллаха.

Шейх-уль-Ислям Ибн Таймийя


13:41 

Если хочешь с кем-то подружиться, то сначала сделай так, чтобы он на тебя разгневался. Если он при этом будет справедливо поступать по отношению к тебе, то подружись, если же нет, то остерегайся, сторонись его.

Лукман Хаким


13:15 

Если вы сами цените себя невысоко, мир не предложит вам ни на грош больше.

Соня Хени


Непосторонний человек...

главная